Сохранение бурзянской бортевой пчелы

«Едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах»

П.И. Рычков

Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» – единственный в мире заповедник, который занимается охраной аборигенной бурзянской популяции темной лесной пчелы (Apis mellifera mellifera) в условиях дикого обитания, древнего промысла и уникальной культурной традиции – бортевого пчеловодства, а также на экспериментальных пасеках с рамочными ульями.
Темные лесные пчелы в генетически чистом виде в мире смогли сохраниться только в Бурзянском районе благодаря присутствию в лесах огромного количества естественных дупел, вековых сосен и богатой медоносной растительности, бездорожью и особому менталитету местного народа.

Бурзянская бортевая пчела (Apis mellifera mellifera) – местная популяция темной лесной (среднерусской) пчелы, обитающая в лесах горно-лесной зоны Республики Башкортостан. Бортевая пчела занесена в Красную книгу Республики Башкортостан и Челябинской области, есть рекомендации по включению её в Красную книгу России.

Тело «бурзянки» практически без желтизны, длина хоботка не превышает 6 мм. Бортевые пчелы отличаются зимостойкостью – в наших местах нередко температура опускается до – 40° С, при этом пчелы благополучно зимуют в дуплах. В пасмурную и дождливую погоду достаточно хорошо работают, в слишком жаркую отличаются вялостью. Устойчивы к заболеваниям, что объясняется многовековым естественным отбором. Особая черта – повышенная ройливость, и склонность к роению растет с возрастом семьи в дупле.

«Бурзянка» особо продуктивна на липе – при хорошем выделении нектара способна заполнить все соты борти за два дня. Бортевые пчелы исключительно работоспособны - начинают работать очень рано – уже в 5 часов утра, и рабочий день может длится до 10 часов вечера. Вырабатывают в достаточно больших объемах прополис, его качество считается одним из самых лучших. Печатка меда — белая сухая. Недостаток бурзянских пчел в том, что они агрессивные, но при этом плохо охраняют гнездо от пчёл-воровок южных пород.

Бортевое пчеловодство

Бортевое пчеловодство («солоҡсолоҡ» на башк.) – когда-то распространенный на Руси и в Центральной Европе древний промысел. До сегодняшних времен его смогли сохранить только бурзянские башкиры. Важную роль сыграл менталитет народа – здесь в почёте ловкость и удаль, бережно сохраняется опыт поколений. Благодаря этому качеству, башкиры сохранили практически без изменений древний промысел, по сей день пользуются традиционными инструментами и инвентарем кустарного изготовления. Ныне это полузабытое занятие набирает популярность благодаря маркетинговой деятельности государственного заповедника «Шульган-Таш». По инициативе заповедника создан заказник «Алтын Солок» («Золотая Борть») в Бурзянском районе, который сохраняет места обитания бурзянской бортевой пчелы на площади 91 тыс. га. Среди жителей Республики Башкортостан стали появляться энтузиасты, которые возвращаются к забытому промыслу дедов. Таких немало и зарубежом – у заповедника «Шульган-Таш» есть опыт обучения бортевому пчеловодству специалистов из Польши, Германии, Белорусии.

Бортевики

Бортевики - бортевое пчеловодство не может сохраняться самостоятельно без бортевиков – людей, которые унаследовали навыки, умения и традиции промысла от своих предков.

Древние люди себя вели по отношению к семьям диких пчёл, как бурые медведи – забирали весь мёд из гнезда, что приводило к гибели пчелиной семьи. Со временем они стали оставлять часть меда для самих пчел, а потом и вовсе научились изготавливать для них искусственные дупла – борти – в растущем дереве (сосна, реже лиственница, дуб). Следующим этапом развития бортничества стало изготовление колод – искусственных дупел в обрубках стволов деревьев. По внутреннему устройству борть и колода анологичны.

Колоды облегчили работу бортевика, поскольку при их изготовлении не надо было долго работать на дереве на высоте от 3 до 15 м. Колоды бывают наземными и подвесными. Наземные – устанавливаются на низких подставках на поверхности земли. Если колод несколько, то формируется колодная пасека. Колодные пасеки вдали от жилища нуждаются в постоянной защите от медведя, которому значительно облегчен путь к запасам меда. Поэтому их подвешивают и надежно прикрепляют на высоте к растущему дереву или на дереве устраивают платформу.

Тамга

Тамга — знак родовой принадлежности бортевого дерева владельцу. Тамги вырубаются на стволах бортевых деревьев. Когда не было письменности, тамгой пользовались многие народы, у башкир она появилась в период Золотой Орды. Бортевые деревья считались недвижимым имуществом, признавалось право собственности на землю, где росло это дерево. Бортевые знаки наследовались, в неизменном виде обычно тамга доставалась самому младшему сыну. А старшие вводили в основной знак новые элементы, сохранив основу, что указывало на родовую принадлежность владельца.

Бортевой мед

Бортевой мед изымается из борти в сотах неправильной формы, без рамок, поэтому отделить мед от других продуктов в сотах сложно. Из-за этого сразу после изъятия его переталкивают в специальной липовой посуде, которая называется батман. Такой мед всегда перемешан с воском, пергой, он обычно коричневато-зеленого цвета. Перга, состоящая из пыльцы десятков видов растений, нектар, собранный в экологически чистой местности, придают бортевому меду особую ценность. Бортевой мед уверенно можно считать экологически чистым продуктом и ценным лекарством. Ведь в нем содержится большое количество микроэлементов и отсутствуют вредные примеси. Дикий мед всегда зрелый, потому что бортевики его собирают один раз в год, в конце августа-начале октября.

В силу учащения случаев фальсификации государственный заповедник «Шульган-Таш» стал внедрять новую разновидность агротуризма – медовые туры.

Участники туров заранее (примерно за месяц) записываются, когда начинается медосбор их везут на вездеходах к бортям и колодам, где они наблюдают за работой бортевика, становятся его помощниками. Отобрав дары пчел, опытные лесные пчеловоды угощают гостей травяным чаем и, конечно же, эксклюзивным медом. Туристы по специальной цене на месте приобретают настоящий бортевой мед, в сборе которого участвовали лично.